Это Сергей Павлович Королёв, отец русской и советской космонавтики. Арестованный по сталинским спискам и отправленный на Колыму. За первый спутник Королев получил Ленинскую премию, а должен был получить Нобелевскую. Но Хрущев, тогда Генеральный секретарь КПСС, "засекретил" и не назвал Нобелевскому комитету фамилию Королева, заключенного под номером 1442.
Главным достижением СССР стал первый полет в космос. Прорыв для всего человечества. Нам часто приводят в пример полет Гагарина, чтобы доказать преимущество советского строя. Но Королёв как конструктор состоялся во многом не благодаря, а вопреки советской власти. Советская власть его чуть не сгноила в лагерях.
Провел он на Колыме пять месяцев, с июля по декабрь 1939 г., работал на прииске Мальдяк в Сусуманском районе. Среди колымских лагерей, которые и так не самые веселые места, этот имел совсем уж дурную славу. В 1938-1939 годах здесь была очень высока смертность заключенных, а примерно за год до того, как туда попал будущий главный конструктор, на Мальдяке лютовала «московская бригада» следователей, из которых особой жестокостью отличался некий лейтенант НКВД М. Кацеленбоген (Боген), приговоривший к расстрелу сотни человек.
«Боген поручил мне и группе товарищей проводить следствие. Когда мы ему жаловались на непосильную работу, он прямо приказал бить арестованных. Боген сам показал нам пример, вызвал одного заключенного и избил его кочергой, после чего мы били чем придется. Через несколько дней приехал капитан Кононович с прокурором Метелевым в 2 часа ночи и к 6 часам утра рассмотрели больше 200 дел, из них 135 приговорили к высшей мере наказания. Прокурор арестованных не смотрел и ни с кем из них не разговаривал».
(из показаний сотрудника УНКВД по Дальстрою А. В. Гарусора)
«Глаза–то у нее (Фемиды) завязаны, возьмет и ошибется, сегодня решаешь дифференциальные уравнения, а завтра – Колыма» - говорил по воспоминаниям очевидцев Королев.
В 1965, незадолго до смерти великого конструктора, его навестили друзья по туполевской шараге. Показывая на охрану у ворот, он, академик, дважды Герой Соцтруда, произнес: «Знаете, ребята, иной раз проснешься ночью,лежишь и думаешь: вот, может, уже нашелся кто–нибудь, дал команду – и эти же вежливые охранники нагло войдут сюда и бросят:"А ну, падло, собирайся с вещами!"»
К чему это мы? Да к тому, что Королёв выжил – случайность, ведь вместо полета Гагарина мы могли иметь безымянную могилу колымского ЗК. Спасибо Сергей Павлович, что выжил...
https://bessmertnybarak.ru/article/proklyatoe_zolotishko/